ПАРФЕНТЬЕВА
Наталья Владимировна
, музыковед

        1.                  Автобиография

Род. 21 марта 1955г. в г. Дрездене, доктор искусствоведения (1998), профессор (2000), член. Союза композиторов России (1995), член.-корр. Петров­ской академии наук и искусств (2000), Председатель общественного Совета по культуре, искусству и молодёжной политике Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области (2001-2005), засл. Деятель искусств РФ  (2005).

В 1974г. окончила муз. училище им. П. И. Чайковского (класс ф-но). В 1976-81гг. училась в ЧГИИК, одновременно работала педагогом в детской школе искусств. В 1989-92гг.- директор детской школы искусств, в 1992-97гг. - председатель комитета (позднее - начальник. Управления) по делам культуры и искусства администрации города Челябинска. Во Всеросс. ин-те искусствознания (Москва) защитила кандидатскую диссертацию (1994); в Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского – докторскую (по истории и теории древнерусской музыки). С 1997г. на преподавательской работе в ЧелГУ: доцент, проф., зав. кафедрой истории и теории искусства (с 1999). С 2001 – проф. каф искусствоведения Южно-Уральского госуниверситета, научный руководитель Зала искусств Челябинского государственного университета (ЮУрГУ). В 2006-2016гг. являлась деканом исторического факультета. Руководит научной работой студентов и аспирантов. Является членом советов по защите кандидатских и докторских диссертаций (ЮУрГУ, СибФУ).

Н. В. Парфентьева – специалист в области истории и теории древнерусской музыки ХI – ХVII вв. и духовной музыки России ХVIII – ХХ вв., автор более 100 научных трудов, в том числе трёх монографий. Имеет публикации в центральных изданиях Российской Федерации и за рубежом. Разработала метод реконструкции формул и формульного анализа древнерусских песнопений. Впервые ввела в научный оборот и расшифровала многие произведения распевщиков Новгородской, Московской и иных школ. Впервые провела комплексное исследование творчества мастеров Строгановской школы. По материалам исследований снят телефильм «Храм: Страницы вечности» (ЧГТРК), получивший диплом конкурса «ТЭФИ» (1997). По инициативе Н.В. Парфентьевой открыт Зал искусств ЮУрГУ, в котором с 2003 года проходят выставки произведений искусства, творческие встречи с композиторами, художниками и артистами, вечера и концерты. Научный руководитель Зала искусств ЮУрГУ.

Совместно с засл. деят. искусств А. Кривошеем организует творческие конкурсы и концерты молодых композиторов. Имя Н. В. Парфентьевой авторитетно в научном мире, о чем свидетельствуют публикации в престижных московских и петербургских сборниках, а также написание раздела по истории духовной музыки России в учебнике «История современной отечественной музыки» (вып. 3) для студентов музыкальных вузов. Учебник подготовлен кафедрой истории отечественной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и выпущен в 2000 г. издательством «Музыка». Впервые ученому-искусствоведу нашего края предложено сотрудничество на столь высоком уровне.

Н. В. Парфентьева разработала метод реконструкции и анализа древнерусских музыкальных произведений. Впервые ввела в научный оборот и расшифровала многие произведения новгородской, московский и иных школ; провела комплексное исследование творчества мастеров Строгановской школы. Опубликовала большое количество научных статей.

Член диссертационных советов по истории, искусствоведению, культурологии.

Выиграны гранты Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Минобразования России.

 

2.       Государственные и региональные награды, звания, лауреатство

1)      член.-корр. Петров­ской академии наук и искусств (2000)

2)      Лауреат Премии и Медали Законодательного собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области (2004)

3)      Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ» (2005)

4)      Учёное звание профессор  (Аттестат профессора от 12 июля 2000 г. № 311-п)

5)      Учёная степень доктор искусствоведения (диплом  доктора наук от 27 ноября 1998 г. № 40 д/62.)

 

  1. Список публикаций

 

1)      Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVIIвв.: монография. Челябинск, 1993;

2)      Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVIIвв. (На примере произведений выдающихся распевщиков): монография. Челябинск, 1997;

3)      Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в. Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев – Челябинск: ЮУрГУ, 2000. – с 154 с.

4)       Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в.:  монография. Челябинск, 2001;

5)      Творческие принципы древнерусских мастеров и их воплощение в духовной музыке ХХ века. Гимнология. Вып. 3.: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Запад. Материалы межд. науч. конф. // Сост. и отв. ред. И.Е. Лозовая, Московская гос. консерватории им. П.И. Чайковского. – М., 2003. – С. 366-379

6)      О творческих принципах мастеров Московской и Усольской школ в древнерусском певческом искусстве / Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Сб. науч. тр.: Вып. 3 – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – С. 29 -50

7)      О методах исследования музыкально-теоретических основ творчества Фёдора Крестьянина. Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат. Южно-Уральской межвуз. Научно-практической конф. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 

8)      Изучение теоретических основ творчества мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства (на примере авторских произведений) / Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат. Южно-Уральской межвуз. Научно-практической конф. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – С. 11 – 28

9)      Стихиры евангельские в творчестве московкого распевщика Фёдора Крестьянина (стихира третья) / Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Сб. науч. тр. Вып.4 Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 74 – 100

10)  On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. 2008. – V.1 (3);

11)  Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI–XVII Centuries // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. V.2 (2).

12)  О принципах формирования ресурсной базы художественно-эстетического образования студенчества на примере создания художественной коллекции университетского Музея искусств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – Вып.14. – С.55-62 (0,5 п.л.)

13)  Авторские произведения древнерусских мастеров церковно-певческого искусства в старообрядческой книжно-рукописной традиции Урала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – Вып.15. – С.91-96 (0,5 п.л.)

14)  Basic principles of authors Creativity in the works Feodor Кrestjanin (d. ok. 1607)/(Основные принципы авторского творчества в произведениях Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1697) - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №1 С.78-91. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

15)  About Feodor Krestjanins creative activity in the 1598–1607 years (О творческой деятельности Фёдора Крестьянина в 1598-1607 гг - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2 С.60-70. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

16)  Симфонизм в творчестве М. К. Чюрлениса (к изучению специфики преломления музыкальных жанров в живописи) - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2 С.71-76. (в соавторстве с Андреевой Е.А.).

17)  Поэзия Анны Ахматовой и Иосифа Бродского в творчестве композитора Анатолия Кривошея - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №3 С.103-108. (в соавторстве с Шадриной Е.А.).

18)  Музыкальное развитие цикла «Тропари иорданские» (По древнерусским рукописям XII-XVII вв.) - статья в Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 66-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015.

19)  Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15. - №4. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

20)  Basic principles of authors Creativity in the works Feodor Кrestjanin (d. ok. 1607)

(Основные принципы авторского творчества в произведениях Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1697) – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №1; С.78-91. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

 

21)  About Feodor Krestjanins creative activity in the 1598–1607 years (О творческой деятельности Фёдора Крестьянина в 1598-1607 гг.)  – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2. С.60-70. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

22)  Симфонизм в творчестве М.К. Чюрлениса (к изучению специфики преломления музыкальных жанров в живописи)  – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №2. С.71-76. (в соавторстве с Андреевой Е.А.).

23)  Поэзия Анны Ахматовой и Иосифа Бродского в творчестве композитора Анатолия Кривошея – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15 - №3. С.103-108. (в соавторстве с Шадриной Е.А.).

24)  Музыкальное развитие цикла «Тропари иорданские» (По древнерусским рукописям XII-XVII вв.) – материалы 67-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015.

25)  Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. – Т.15. - №4. С.83-99.  (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

26)  Ivan the Terribles Stichera: The Idea of Russias Spiritual Elevation [Стихиры Ивана Грозного: идея духовного возвышения Российского царства]. Quaestio Rossica. - 2016. - Vol. 4. - № 1. - Р.137–156. DOI 10.15826/QR.2016.1.146. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

27)  Художественный образ Ивана Грозного как пример отражения культурной национальной идентичности: Прокофьевские чтения: сб. материалов  всерос. науч.-практич. конференции (8 окт. 2016) / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск: ЧГИК, 2016. С.91 - 103

28)  Image of Ivan the Terrible in creativity of the composers: on question of national identity in musical art: Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016. V.9. №8.

29)  Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве - статья в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т.16. № 4. С.99-102.

30)  Подобен «О дивное чудо» как музыкально-гимнографический образец для богородичных стихир Ивана Грозного: Вопросы современного музыкознания: сб. науч. трудов всерос. науч.-практич. конференции (14-15 апр. 2016). – Челябинск: ЧГИК, 2016. – Вып.5. С.20-39.

31)  Большой распев XV-XVII вв. как воплощение национального менталитета русского народа: Наука ЮУрГУ: материалы 68-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. С.421-429.

32)  О становлении теологии на Южном Урале как образовательного напрвления: Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. Т.1. №10 (10). С.397-411.

33)  Художественный образ Ивана Грозного как символ национального самосознания в произведениях искусства: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.24-31.

34)  Вузовские музеи и изучение процессов формирования культурной идентичности студенчества: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.56-65. (в соавторстве с Ворошиным С.Д.).

35)  Образ Ивана Грозного в контексте выражения русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве: к постановке проблемы: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. науч. тр. междунар. науч.-практич. конф. (29 дек. 2016) / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск, 2016. – С.131-137. (в соавторстве с Самойловой А.В.)

36)  Стихиры «на подобен» в творчестве царя Ивана Грозного: Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014) / под ред. М. Черни, М. Пишлёгер. – Брно, 2016. - Т.8. С.533-544.

37)  Stichera “na Podoben” im Schaffen von Zaren Iwan dem Schrecklichen: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. – Band 8. – Brno, 2016. P. 521-532.

38)  Творчество Мелетия Грека в контексте особенностей переходного периода в музыкальном искусстве второй половины XVII в.: Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы межд. науч. конф. / Государственный институт искусствознания (Москва, 24-26 мая 2016). – М., 2016. С.25

39)  “Shine, shine, New Jerusalem”: The theme of the Holy City” in the work of Old Russian chant master Feodor Krestanin: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 40. Proceedings of the 3rd International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2016). Atlantis-press, 2017.

40)  [Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Материалы 3-й Международной конференции по образованию, языку, искусству и межкультурной коммуникации (ICELAIC 2016). – Т.40. – Atlantis-press, 2017]. С.559-564. (в соавторстве с Парфентьевым Н.П.).

 

 

  1. Отзывы СМИ, ссылки на интернет-источники

1)      Сайт Челябинского отделения СК России: https://composers.jimdo.com/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0/

2)      Энциклопедия Челябинск: http://www.book-chel.ru/ind.php?id=2079&what=card

3)      О Парфентьевой Н. В.: http://white.susu.ru/ru/f/history/kafedry/iskusstvovedenija_i_kulturologii/professorsko-prepodavtelski_sostav/parfenteva-nv

4)      Профессиональная элита: https://lentachel.ru/elite/o/parfentieva.html

5)      Декан исторического факультета: http://old.susu.ru/ru/f/history

 

  1. Участие в фестивалях, конкурсах, конференциях:
  • Международные конференции: «Восток-Запад» Московская гос. консерватории им. П.И. Чайковского, Москва (2003-1008), «Бражниковские чтения»  Санкт-Петербургская консерватория  им. Н.А.Римского-Корсакова  (20010-10016) ,Санкт-Петербург, Рождественские чтения, МГУ, 1015, 2016) и др.
  • Международные, всероссийские, региональные конференции на базе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, ЮУрГУ, ЧГИК: «Актуальные проблемы музыкальной культуры», «Культура и искусство в памятниках и исследованиях», «Традиции и новации в отечественной духовной культуре», «Музыкальные традиции современной России», «Вопросы современного музыкознания», «Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы», «Композитор в современном мире», «Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур», «Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования», «Прокофьевские чтения» (Челябинск, 2001 - 2016) и др.

Москва

  • 2014 Международная конференция «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации» / МГК им. П.И. Чайковского (Москва, 12-17 мая 2014). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Особенности воплощения принципа творчества «на подобен» в произведениях царя Ивана Грозного. (В печати).
  • 2016 Международная конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования» / Государственный институт искусствознания (Москва, 24-26 мая 2016). Доклад: Реформирование древнерусского церковно-певческого искусства в контексте перехода к новому музыкальному искусству в XVII  в.». Опубл.: Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы межд. науч. конф. – М., 2016. - С.18-25.

Санкт-Петербург

  • 2012 «Радуйся, Русская земле!». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2012» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 23-28 апреля 2012). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. О методике освоения нового певческого репертуара мастерами школы Фёдора Крестьянина на рубеже XVIXVII вв. Опубл.: Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П.  Освоение репертуара мастерами певческой школы Федора Крестьянина на рубеже XVIXVII вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2012. – Вып.19. – С.83–90.
  • 2014 «Преподобный Сергий Радонежский и судьбы древнерусской певечкой традиции». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2014» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2014). Доклад: Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Из истории творчества распевщиков Троицкой обители преп. Сергия Радонежского. Дьякон Иона Зуй (вторая половина XV – начало XVI в.). Опубл.: Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П.  Из истории авторского творчества в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Диакон Иона Зуй (XVI в.) // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. С.10291038.
  • 2016 «Восточнохристианская певческая традиция». Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения – 2016» / Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург, 10-12 апреля 2016). Доклад: Образ высшей власти в музыкально-гимнографическом творчестве Ивана Грозного. (В печати)

 

Международное общество «История и теория монодии»

(Вена)

 

·         2012 VII Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 3-7 октября 2012), доклад: Парфентьев Н.П. Textkritische Strukturformelmethode und ihre Anwendung bei der Dekodierung und Analyse der Autorenwerke in der altrussischen Monodie [Текстологический структурно-формульный метод и его применение при расшифровке и анализе авторских произведений древнерусской монодии]. Опубл.: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. – Band 2. – Brno, 2014. P. 693707.

  • 2014 VIII Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 1-4 октября 2014), доклад: Парфентьев Н.П. Zum Problem der Attribution von Gesangwerken des Zaren Iwan des Schrecklichen [К проблеме атрибуции певческих произведений царя Ивана Грозного]. Опубл.: Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. – Band 2. – Brno, 2016. P.501-509.
  • 2016 IX Международная конференция «Проблемы истории и теории монодии» / Австрийское общество Византинистики, Венский университет. Рук. проф. Герда Вольфрам (Вена, 21-24 сентября 2016), доклад: Парфентьев Н.П. Die Kirchlichen Gesangskunst auf dem Hof des Zaren Iwan der Schrecklichen [Церковно-певческое искусство при дворе царя Ивана Грозного].

Write a comment

Comments: 0